Каково это снимать фото-истории

Вы здесь

Каково это снимать фото-истории

13.12.2017
Каково это снимать фото-истории

Фото-история – это история, рассказанная с помощью фотографий о человеке или явление. Сюжет всегда реален. Такие работы вызывают сильные эмоции у зрителя. А каково это быть фотографом, который снимает такие документальные истории. Мы поговорили об этом с фотожурналистом –  Алёной Кардаш.

 

Про героев фото-истории 

Всё началось с того, что редакция отправила меня в село Богашёво сделать для заметки в газету фотографию женщины, которой в этом году исполнилось 100лет. Я приехала туда, познакомилась с героиней, мне захотелось узнать больше об этом человеке.

Через некоторое время я просто позвонила и спросила можно ли поснимать для учебного проекта, мне ответили «конечно, доченька». Не возникало каких-то дополнительных вопросов на тему «зачем мне это» или «где это будет опубликовано». Думаю, у неё не было мыслей, что я буду использовать фотографии против неё, но у меня правда нет таких мыслей. Мне хотелось рассказать, чем сейчас живет 100летний человек. В результате получилась история больше о селе, и жизненной ситуации которую они переживают вместе с её дочерью. 

 
100 летняя Зинаида Тимофеевна и её дочь Роза Викторовна живут в селе Богашёво. Переехали сюда в 90х годах из Казахстана, после развала советского союза. Когда начались притеснения русских, им пришлось уехать в Россию. На новом месте в 98году случился пожар, и всё хозяйство погорело. Им во многом помогли соседи. Наспех восстановили дом. Сейчас они хотят переехать, но каждый раз что-то останавливает.

Документы, включая паспорт, сгорели при пожаре. Они переселенцы, поэтому процесс восстановления возможен через Казахстан. Эта эпопея длится до сих пор. Как они говорят, иногда им платят пенсию, а иногда нет. Возможно на самом деле, это не пенсия, а какое-то пособие или социальная помощь. У Розы Викторовны есть 50летний сын. Иногда он приезжает к ним. Испытание пожаром он не выдержал и запил. Зинаида Тимофеевна наполовину ослепла, но в остальном здоровья ей хватит еще лет на 100, как любит говорить её дочь. Роза Викторовна ругает правительство, вызывает «скорую» по нескольку раз на дню, собирается умирать каждые выходные, как многие деревенские женщины в её возрасте, но всё ещё не прочь пожить.  

Роза Викторовна складывая дрова в поленницу, вспоминает своего мужа, с которым они вместе переехали из Казахстана. Раньше дровами занимался он. Это единственный причина, по которой ей его не хватает. Муж Валентин на поверку оказался патологическим ревнивцем, несколько раз грозился убить жену, а когда та пошла, писать заявление в полицию, наложил на себя руки.

Зинаида Тимофеевна и её дочь Роза Викторовна живут с тремя кошками. Занимаются бытовыми вещами, смотрят телевизор, ходят на почту и в гости к соседям. Но большую часть времени находятся в разных комнатах. 100летняя бабушка мало передвигается, и они редко друг с другом контактируют. У Розы Викторовны много друзей по переписке. Пишет и получает настоящие живые бумажные письма, в том числе и от жениха из Франции. Она рассказала, что как-то раз вышла к калитке, и ей приходит письмо от парапсихолога из Франции, который увидел её сквозь пространство, и теперь зовёт на лазурный берег. Шлет подарки по почте. У неё много таких забавных историй. 

 

История фотографа 

Я несколько лет занимаюсь фотожурналистикой, и почти не умею снимать постановочные вещи, мне нравится наблюдать. О любом человеке можно рассказать историю. Своих героев я нахожу случайно. Чаще всего бывает, что тебя цепляет какой-то факт в конкретном человеке и хочется узнать больше. Рассказать о жизненной философии этого персонажа, об отношение к жизни, чем он живет, как стал тем, кто он есть.

Я навещала их, приезжала на целый день. Людям всегда нравится внимание. А мне интересно слушать людей, у которых за плечами столько всего. В течение дня у них появляются дела: померить давление, сложить дрова, попить чай. Мы идём вместе, и я просто фотографирую. Люди постарше проще относятся к фотографу. Они меньше обращают внимание на него, не позируют. Но когда у пожилого человека появляются «уши», он начинает всё рассказывать. Мне как фотографу, который снимает фото-историю - это плюс, а как просто человеку, на самом деле, эмоционально очень тяжело. Иногда очень трудно решиться снова поехать на съёмку. Возвращаешься домой, принимаешь душ, и представляешь, что всё смываешь с себя. Насколько-то это помогает. Сейчас уже прошел какой-то промежуток времени, но эмоционально легче не стало.

На данном этапе в процессе отбора фотографий, эта история содержит 15 снимков. Сложно уместить всё в таком количестве кадров. Поэтому в каждой фото-истории важную роль играет сопровождающий текст, который гармонично раскрывает суть.

У меня осталось ощущение незавершенности, что некоторые кадры я не сделала. У всего должно быть какое-то заключение, а здесь его не было. Я хотела съездить вместе с ними за документами. Когда подходит время - ехать, что-то срывается, то самочувствие Розы Викторовны, то иные обстоятельства. Мне каждый раз сложно и страшно звонить им. Я боюсь услышать плохие новости. Боюсь, что телефонную трубку просто не возьмут, поэтому ничего не прогнозирую. Мне очень хочется, чтобы у них все было хорошо, и с документами, и с переездом в другой дом. Чувствую ответственность за этих людей. Я появилась в их жизни, и исчезнуть теперь просто так будет не правильным. Когда станет проще с моей основной работой, позвоню и съезжу в гости.

Перед съёмкой продумываю сюжет развития событий. Как правило, он не сбывается, но то, что происходит почти всегда лучше запланированного. Пока не могу ответить себе на вопрос, зачем и почему я это делаю. Знаю, как правильно ответить, если спросят: задача фотодокументалиста / фотожурналиста рассказывать людям о людях. А мне просто нравится проникать в суть вещей и рассказывать, как это устроено, в том числе и человеческие истории.

Чтобы результат был достойным, есть своя примета: на первом этапе любого дела нужно перебороть внутри себя лень. Если удастся это сделать, то все последующие обстоятельства будут работать на тебя. Например, в субботу мне хочется провести время под одеялом, и если пересилить это первое ощущение, то дальше всё будет складываться положительные ситуации и встречаться приятные люди. Обычно это работает. 

Кадры из фото-истории Алёны Кардаш

Читайте также: 

Отзывы

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
Войдите или зарегистрируйтесь